АНАТОЛИЙ ДЕШИН - ДЕТЯМ. Громкое чтение для дошкольников и учащихся 1-х классов

Занятие I. "Стихи А. Дешина – наши старые друзья" 

Разговор с читателями можно начать с рассказа о жизни и творчестве А. Дешина, затем следует выяснить, знают ли они стихи поэта и какие именно. Потом рекомендуем перевести разговор на стихотворения о сахалинской погоде.  "Опять зима идет", "Метель", "Капризная погода, "Первый зимний день", "Выпал снег". Для развития у школьников ассоциативных связей можно задать детям следующие вопросы:
– Какая у нас на Сахалине зима?
– Почему мы её любим?
– Почему с ней никто дружить не хочет?
– Почему поэт говорит, что зима зря злится?
– Так ли уж страшна зима на Сахалине?
В заключение можно попросить детей нарисовать дома рисунки и принести их в следующий раз.  

Занятие II. "Мы любим природу"

Ко второму занятию рисунки, выполненные читателями к циклу «Стихи А. Дешина – наши старые друзья», необходимо оформить стенд с рисунками, выполненными юными читателями «Мы читаем и рисуем» (стихи А. Дешина). Принцип расположения материала: стихотворение – рисунки к нему – высказывания читателей об этом стихотворении (их желательно записать во время беседы). Занятие нужно начинать с рассматривания принесенных рисунков и их обсуждения, уделив этому пять-семь минут, затем следует перейти к стихам А. Дешина о животных, птицах, растениях. Для чтения можно взять стихи: "Одуванчики", "Цветы", "Дельфины", "Бычок",  "Глупый пёс", "Ёжик", "Васина берёзка", "Как Крот оказался "зайцем", "Как пёс крокодила обидел". Здесь следует отметить, что в своих стихах поэт не только пересказывает увиденное веселым стихотворным языком, но и является мудрым учителем, воспитателем. В стихах «Как Крот оказался «зайцем» и «Как пёс крокодила обидел» автор в шутливой форме рассказывает о том, как не надо себя вести в общественном транспорте, со старшими.
После чтения стихов можно задать ряд вопросов:
– Какое из услышанных стихотворений понравилось больше всего? Почему?
– Каким мы увидели крота?
– Как Гусь наказал Крота и за что? 
– Почему крокодил обиделся на пса? 
– Как вы думаете, правильно ли сделал пёс, удрав от крокодила? Почему?
В разговоре по стихам А. Дешина можно воспользоваться «воображаемой ситуацией»: если бы ты был художником, какие иллюстрации нарисовал бы к этим стихотворениям? В заключение побеседуйте с ребятами о том, какие у них есть дома животные, кто за ними ухаживает и как, какие интересные истории о животных они знают и т.п. и обязательно предложите имеющиеся книги А. Дешина для самостоятельного чтения.

Занятие III. "Есть такие люди..."

На этом занятии рекомендуем работать со следующими стихотворениями: «Бабушка и внучка», «Боря сердится», «Вежливый», «Боря и дворник», «У-у-у», «Кто как умывается», «Подарили мне машину».
Основной прием – инсценирование текста или чтение его по ролям, что требует определенной подготовки читателей. С этой целью можно задать школьникам вопросы:
к стихотворению «Бабушка и внучка»:
– Как вы думаете, трудную работу дала бабушка Люде?
– У вас тоже болят ручки от таких дел?
к стихотворению «Боря сердится»:
– Как Боря отнесся к тому, что сестра поддержала его обман?
к стихотворению «Вежливый»:
– Есть ли среди вас такие «Славки»?
к стихотворению «Кто как умывается» (в стихотворении автор говорит, что «по утрам бабушка спешит к ромашке-чашке, спешит воды напиться и побыстрей умыться»):
– В каком стихотворении какого поэта говорится об умывании разных животных?
– А вы любите умываться по утрам?
к стихотворению «Боря и дворник»:
– Почему Боренька «как увидит дворника, удирает скоренько»?
– Что напоминают последние строчки стихотворения? (скороговорку).

Занятие IV. "Мое любимое стихотворение А. Дешина" 

Можно организовать книжную выставку под этим же названием. Ребенок читает стихотворение и свой отзыв (если отзыв в устной форме, постараться записать его, затем книгу, раскрытую на странице, где напечатано данное стихотворение, с прикрепленным к ней отзывом и рисунком ставят на выставку. На выставке можно представить и литературно-художественные ежегодники «Сахалин» со стихами поэта).
Рекомендуем после этого провести несколько конкурсов: на лучшего чтеца, лучшего знатока поэзии А. Дешина, на самого внимательного и наблюдательного читателя.    
Задаются вопросы типа: в каком стихотворении говорится об этом предмете? (например, о собаке-драчуне из стихотворения «Барбос»; о зайце, удравшем от волка в стихотворении «Хвостик»; о Вовке, который не хочет умываться («Кто как умывается»); про работу на даче («Потрудились») и другие.
Вместе весело играть:
рекомендации для проведения литературного утренника по творчеству А. Дешина.

Утренник можно провести как итоговое мероприятие – театрализованное представление или путешествие по страницам книг и стихов А. Дешина. На утреннике должны быть представлены результаты творчества читателей: самоделки, рисунки, отзывы. Можно подготовить красочную газету «Наш друг – Анатолий Дешин».
Начать утренник можно рассказом библиотекаря или кого-нибудь из ребят о жизни А. Дешина. Надо прокомментировать работы ребят, прослушать выступления победителей конкурса чтецов. Можно провести импровизированный конкурс на лучшего чтеца, предложив почитать стихи поэта. После этого желательно организовать литературную игру или викторину (например, охарактеризовать героя какого-либо стихотворения, определить, из какого произведения прочитанный отрывок, угадать, к какому стихотворению сделана иллюстрация и кто  художник).
          Для викторины можно использовать магнитофон: дать прослушать отрывок из стихотворения или всё стихотворение и попросить читателей вспомнить название. Центральное место на утреннике займет инсценировка, например, по стихам А. Дешина «Как Крот оказался зайцем» или «Вежливый» или чтение по ролям.

В заключение утренника можно позагадывать детям загадки и почитать скороговорки.

В розовой шляпе
Красивый на вид.
Всех к себе манит, 
А сам – ядовит.                        (Мухомор)

Как тигренок, полосат,
Но совсем не из зверят.
А растет на грядке – 
Круглый, сочный, сладкий.      (Арбуз)

В домике жильцы – 
Братья-близнецы.
Одинаковые ростом,
Любят братья вместе жить,
Этих братьев очень просто
Друг от друга отличить.
Братья не похожи
Только цветом кожи.                (Цветные карандаши)

Что за мостик – полукруг 
Через речку летом
Опустился к нам на луг
Семицветной лентой?              (Радуга)

Ёж решил пошить сапожки.
У ежа четыре ножки.
Сколько пар сапожек 
Себе закажет ёжик?                 (Две)

СКОРОГОВОРКИ:
НАША МАША

Наша Маша,
Как и Саша,
Любит кашу,
Простоквашу
И различные супы
Из картошки и крупы,
Потому- то наша Маша
И веселая всегда.
Наша Маша, 
Как и Саша,
Не болеет никогда.

ПЕРЕНЯЛ У КОШКИ

Крошка Гошка крошит крошки,
Кашу кушает без ложки.
Что ж ты, Гошка, это ж кошки
Лижут кушанья без ложки.

БОРЬКА ПРОСПАЛ ЗОРЬКУ

Рыболову Борьке горько:
Он проспал сегодня зорьку.
Зря расстроился ты, Борька,
Завтра тоже будет зорька.

***
В небе грянул гром, и град
Вдруг обрушился на сад.
Крупный град побил подряд
Огуречных грядок ряд.

***
Приготовила Лариса
Для Бориса
Суп из риса,
А Борис Ларису
Угостил ирисом.

***
Уж ужа, увидев в луже,
На лужок на ужин звал,
Но ужу не нужен ужин,
Уж уже поужинал.

***
Мышь в углу прогрызла норку,
Тащит в норку хлеба корку,
Но не лезет корка в норку,
Велика для норки корка.


Составитель Гук Елена Владимировна

Комментариев нет:

Отправить комментарий